|   
    
	Контакты
		 362040, Республика Северная Осетия-Алания,   г. Владикавказ, пр. Мира, 10Т./ф.: (867 2) 53-69-61
 e-mail: sultana_t@mail.ru
   
 | 
							
							
DOI: 10.46698/VNC.2021.13.6.007 
АССИРИЙСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ К НАРТОВСКОМУ ЭПОСУ ОСЕТИН
К.Ю. Рахно
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 6 (13).
 
Аннотация:Статья рассматривает параллели к нартовскому эпосу осетин в
 фольклоре современных ассирийцев – этнической группы родом из Месо-
 потамии. Если современные ассирийцы являются потомками древнего
 населения Ассирии, то осетины – потомки скифов, которые в прошлом
 атаковали Ассирийскую империю. Фольклор ассирийцев испытал силь-
 ное иранское влияние. Их сказки содержат множество иранских моти-
 вов, часть которых перекликается с нартовским эпосом. В частности,
 в ассирийских сказках присутствует волшебная яблоня, плоды которой
 похищают сверхъестественные силы. Ложась спать с женой своего бра-
 та-близнеца, герой сказки кладет свою саблю между ними. С помощью
 орла, птенцов которого он спас, герой ассирийских сказок обычно выби-
 рается из подземного мира. В некоторых сказках он попадает во враж-
 дебный дом, переодетым в женское платье, под видом невесты, соблаз-
 няет там женщину. Он охотится на джейрана, серну или газель, которые
 оказываются девушками-колдуньями. Находит соответствие в нартов-
 ском эпосе и мотив огромной антропоморфной лягушки. В ассирийских
 сказках есть также волшебное зеркало и чудесный котел, в котором ва-
 рятся змеи, лягушки и черепахи. Герой похищает этот котел. Фигуриру-
 ют там и морские кони. Советы коня помогают герою привезти чудесное
 дерево из охраняемого сада. Три героя состязаются за находку, рассказы-
 вая случаи из жизни. История одного из них заключается в том, что он
 был превращен ведьмой в быка, но девушка-волшебница помогает ему
 расколдоваться и наказать ведьму. Встречаются и амазонские мотивы.
 Как и у осетин, в ассирийской сказке есть мотив руки, высовывающейся
 из морской пучины. С осетинскими преданиями сближается история о
 трех купленных советах. Мотив рождения ребенка, жеребенка и щенка в
 сочетании с мотивом женщины, которая неузнанной соблазняет своего
 мужа, дабы проучить его, особенно близки нартовскому эпосу.
 
Ключевые слова: ассирийцы, осетины, персы, курды, нартовский эпос, фольклор 
+ Список литературы← Содержание выпуска1. Ямаучи Эдвин М. Недруги с северных границ. Вторгающиеся орды изрусских степей. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. 343 с.
 2. Иванчик А.И. Киммерийцы и скифы. Культурно-исторические и хро-
 нологические проблемы археологии восточноевропейских степей и Кав-
 каза пред- и раннескифского времени. М.: Палеограф, 2001. 324 с.
 3. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии.
 М.: Восточная литература, 2007. 510 с.
 4. Персидские народные сказки / сост. М.-Н. Османов, предисл. Д.С. Ко-
 миссарова. М.: Наука, 1987. 504 с.
 5. Церетели К. Материалы по арамейской диалектологии. Тбилиси:
 Мецниереба, 1965. Т. I. Урмийский диалект. Вып. 1. 150 с.
 6. Таказов Ф.М. Мифологические архетипы модели мира в осетинской
 космогонии. Владикавказ: Издательско-полиграфический центр СОИГСИ
 РАН и РСО-А, 2014. 212 с.
 7. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос / Тексттæ бацæттæ кодта, чиныг
 æмæ дзырдуат сарæзта Хæмыцаты Тамарæ; зонадон редактор Джыккайты
 Шамил. Дзæуджыхъæу: Ирыстон, 2004. 2-аг чиныг. 896 ф.
 8. Эйвазов П. Айсорские легенды и сказки // Сборник материалов для
 описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Типографии Канцелярии
 Главноначальствующаго гражданскою частью на Кавказе и Козловского,
 1894. Вып. 18. Отдел III. С. 59–110.
 9. Истребитель колючек. Сказки, легенды и притчи современных асси-
 рийцев / сост., пер. с ассирийского и европейских языков К.П. Матвеева
 (Бар-Маттая). М.: Наука, 1974. 381 с.
 10. Дарчиев А.В. Элементы архаического мифа в сказании о борьбе Ба-
 траза с диким кабаном // Ритмы истории: сборник научных трудов. Вып.
 2.1. Археология, этнография, фольклор. Владикавказ: Северо-Осетинский
 государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2004. С. 199–245.
 11. Сказки и предания Ирака / сост., пер. с арабского, вступ. статья и
 прим. В.А. Яременко. М.: Наука, 1990. 288 с.
 12. Стивенс Е.С. Мифы и легенды Ирака. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
 317 с.
 13. Калашев А. Айсорские тексты // Сборник материалов для описания
 местностей и племен Кавказа. Тифлис: типографии Канцелярии Главно-
 начальствующего гражданскою частью на Кавказе и Козловского, 1894.
 Вып. 20. Отдел II. С. 33–96.
 14. Гуриев Т.А. Наследие скифов и алан (Очерки о словах и именах). Вла-
 дикавказ: Ир, 1991. 173 с.
 15. Рахно К.Ю. Два мотива сармато-аланского происхождения в сред-
 невековой религиозной литературе // Нартоведение в XXI веке: совре-
 менные парадигмы и интерпретации: сборник научных трудов. Владикав-
 каз: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2015. С. 230–242.
 16. Дарчиев А.В. О некоторых аспектах образа Дзерассы в осетинской
 Нартиаде // Вестник Томского государственного университета. 2019. №
 447. С. 132–138.
 17. Грюнберг А.Л. Язык североазербайджанских татов. Л.: Издательство
 АН СССР, 1963. 212 с.
 18. Сказки народов Памира / пер. с памирских языков, сост. и коммент.
 А.Л. Грюнберга и И.М. Стеблин-Каменского. М.: Наука, 1976. 536 с.
 19. Дарчиев А.В. Мать донбеттыров (об одном персонаже осетинской
 Нартиады) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2.
 С. 522.
 20. Дзиццойты Ю.А. Вопросы осетинской филологии. Цхинвал: Респу-
 блика, 2017. Т. I. 464 с.
 21. Дзиццойты Ю.А. Нартовский эпос и Амираниани. Цхинвал: Поли-
 графическое производственное объединение, 2003. 224 с.
 22. Чибиров Л.А. Осетинская Нартиада: мифологические истоки и аре-
 альные связи. Владикавказ: Ир, 2016. 463 с.
 23. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. 229 с.
 24. Курдские сказки, легенды и предания / пер. с курдского Ордихане
 Джалила, Джалиле Джалила и Зине Джалил. М.: Наука, 1989. 624 с.
 25. Осетинские народные сказки. Запись текстов, пер., предисл. и при-
 меч. Г.А. Дзагурова. М.: Наука, 1973. 598 с.
 26. От Ахикара до Джано / сост., пер. с сирийского, коммент. А.М. Бело-
 ва и Л.Х. Вильскера, ред. и предисл. Н.В. Пигулевской. М.-Л.: Государствен-
 ное издательство художественной литературы, 1960. 416 с.
 27. Рассказы, освежающие разум и изгоняющие печаль / пер. с сирий-
 ского, сост. и коммент. А. Белова и Л. Вильскера, предисл. А. Пайковой. Л.:
 Художественная литература, 1972. 544 с.
 28. Prym E., Sоcin A. Der neu-aramäische Dialekt des Ṭûr-Abdîn. Gottingen:
 Vandenhoeck & Rupercht’s Verlag, 1881. Erster Teil. Die Texte. XXX, 420 p.
 29. Lidzbarski M. Die neu-aramäischen Handschriften der Königlichen
 Bibliothek zu Berlin. Weimar: Emil Felber, 1896. Zweiter Band. XII. 579 p.
 30. Чочиев А.Р. Очерки истории социальной культуры осетин: тради-
 ции кочевничества и оседлости в социальной культуре осетин. Цхинвали:
 Ирыстон, 1985. 290 с.
 31. Хетагуров К. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Художественная лите-
 ратура, 1974. Т. 2. Поэмы. Драматические произведения. Проза. 304 с.
 32. Фольклор Азербайджана и прилегающих стран / под ред. проф. А.В.
 Багрия. Баку: Издательство АзГНИИ, 1930. Т.2. 319 с.
 33. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч.2. Исследования // Ученые запи-
 ски императорского Московского университета. Отдел историко-филоло-
 гический. М.: Типография А. Иванова (бывш. Миллера), 1882. Вып. 2. 304 с.
 34. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч.1. (Осетинские тексты) // Ученые
 записки императорского Московского университета. Отдел историко-фи-
 лологический. М.: Типография бывш. Ф.Б. Миллера, 1881. Вып. 1. 166 с.
 35. Нарты. Осетинский героический эпос / сост. Т.А. Хамицаева и А.Х.
 Бязыров. М.: Наука, 1989. Кн. 2. 494 с.
 36. Кайтмазов А. Сказания о нартах // Сборник материалов для опи-
 сания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Типография Канцелярии
 Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1889. Вып. 7.
 Отдел II. С. 3–36.
 37. Тульчинский Н.П. Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы гор-
 ских татар Нальчикского округа Терской области // Терский сборник: лите-
 ратурно-научное приложение к «Терскому календарю» 1904 г. Владикав-
 каз: Типография Терского областного правления, 1903. Вып. 6. С. 249–333.
 38. Дедегкаев Д.И. Трансформация комического в осетинском нартов-
 ском эпосе // Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджони-
 кидзе: Книжная типография Госкомитета СО АССР по делам издательств,
 полиграфии и книжной торговли, 1988. С. 158–169.
 39. Мамиева Н. Сатана в осетинском нартском эпосе (Типология обра-
 за, проблема его эволюции). Орджоникидзе: Научно-исследовательский
 институт при Совете министров Северо-Осетинской АССР, 1971. 166 с.
 40. Туаллагов А.А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. Вла-
 дикавказ: Северо-Осетинский государственный университет, 2001. 315 с.
 41. Золотая птица: Сказки народов Востока / пер., предисл. и коммент.
 М.-Н.О. Османова, сост. И.Ю. Чалисова. М.: Московский рабочий, 1989. 542 с.
 42. Лалаян Е.А. Айсоры Ванского вилайета // Записки Кавказского отде-
 ла Императорского Русского географического общества. Тифлис: Типогра-
 фия наследников К.П. Козловского, 1914. Т. XXVIII. Вып. 4. 39 с.
 43. Гурджиев Г. Встречи с замечательными людьми. М.: Энигма, 2012. 368 с.
 |